Когнитивными функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира, и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.
Основные когнитивные функции:
▪️Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
▪️Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
▪️Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
▪️Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
▪️Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
▪️Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
▪️Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.
Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач.
Общая динамика когнитивных функций такова:
➡️ с детства и до 20 - 25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения,
➡️ после 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы,
➡️ в пожилом возрасте, как правило, человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове».
Когнитивные функции, все вместе и каждую в отдельности, можно развивать при помощи специальных упражнений.
Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, изучения иностранных языков, и заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга».
В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков и пр.).
По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на:
➡️ умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения),
➡️ деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.
Для установления факта когнитивных нарушений, и определения степени их тяжести, необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о наличии хронических заболеваний и перенесенных медицинских вмешательств, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления.
Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных исследований (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ и др.).
Нейропсихологическое тестирование имеет значение для определения характера деменции, установления точного диагноза и прогноза, а также помогает разработать тактику лечения пациента.
Терапия пациентов с когнитивными нарушениями в обязательном порядке должна включать когнитивный тренинг - систему индивидуальных или групповых занятий, задач, головоломок, регулярное выполнение которых способствует сохранению навыков и знаний.
Когда когнитивные нарушения достигают тяжести деменции назначение медикаментозной терапии необходимо и имеет доказанную эффективность.
В настоящее время существуют 2 группы препаратов для лечения деменции:
1⃣ ингибиторы холинэстеразы (Галантамин, Ривастигмин и Донепезил),
2⃣ антагонисты NMDA-рецепторов (Мемантин).
Наибольшую эффективность показал комплексный подход к терапии деменции - сочетание когнитивного тренинга с назначением симптоматической медикаментозной терапии.
Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента.
⚠️ Главный эффект комплексной терапии деменции заключается в замедлении прогрессирования заболевания и, соответственно, продлении жизни пациента, а также улучшении качества жизни.
Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента:
▪️ регулярный прием лекарств,
▪️активное освоение новых навыков,
▪️ постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке близких людей или родственников.
Автор: Орышич Наталья Александровна, невролог, паркинсонолог, к.м.н.
Основные когнитивные функции:
▪️Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
▪️Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
▪️Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
▪️Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
▪️Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
▪️Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
▪️Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.
Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач.
Общая динамика когнитивных функций такова:
➡️ с детства и до 20 - 25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения,
➡️ после 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы,
➡️ в пожилом возрасте, как правило, человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове».
Когнитивные функции, все вместе и каждую в отдельности, можно развивать при помощи специальных упражнений.
Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, изучения иностранных языков, и заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга».
В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков и пр.).
По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на:
➡️ умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения),
➡️ деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.
Для установления факта когнитивных нарушений, и определения степени их тяжести, необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о наличии хронических заболеваний и перенесенных медицинских вмешательств, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления.
Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных исследований (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ и др.).
Нейропсихологическое тестирование имеет значение для определения характера деменции, установления точного диагноза и прогноза, а также помогает разработать тактику лечения пациента.
Терапия пациентов с когнитивными нарушениями в обязательном порядке должна включать когнитивный тренинг - систему индивидуальных или групповых занятий, задач, головоломок, регулярное выполнение которых способствует сохранению навыков и знаний.
Когда когнитивные нарушения достигают тяжести деменции назначение медикаментозной терапии необходимо и имеет доказанную эффективность.
В настоящее время существуют 2 группы препаратов для лечения деменции:
1⃣ ингибиторы холинэстеразы (Галантамин, Ривастигмин и Донепезил),
2⃣ антагонисты NMDA-рецепторов (Мемантин).
Наибольшую эффективность показал комплексный подход к терапии деменции - сочетание когнитивного тренинга с назначением симптоматической медикаментозной терапии.
Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента.
⚠️ Главный эффект комплексной терапии деменции заключается в замедлении прогрессирования заболевания и, соответственно, продлении жизни пациента, а также улучшении качества жизни.
Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента:
▪️ регулярный прием лекарств,
▪️активное освоение новых навыков,
▪️ постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке близких людей или родственников.
Автор: Орышич Наталья Александровна, невролог, паркинсонолог, к.м.н.
Источник: https://vk.com/wall-135866620_1459
Пост №104294, опубликован 13 фев 2024