Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Загадочное происшествие в Стайлзе
«Загадочное происшествие в Стайлзе» (англ. The Mysterious Affair at Styles) — первый детективный роман английской писательницы Агаты Кристи, созданный в 1916 году и опубликованный в 1920 году. Книга была посвящена матери Клариссе Миллер, которая верила в литературный дар дочери и неизменно поддерживала её опыты на литературном поприще. Агата родилась в культурной семье среднего класса с литературными традициями, где много читали, разыгрывались пьесы, дома бывали известные писатели. До этой книги она писала любительские стихи, создала несколько рассказов и мелодраматический роман «Снег над пустыней», который был отвергнут издателями.
Об истории создания детективного романа писательница подробно рассказала в опубликованной посмертно «Автобиографии». Такой подход является очень редким случаем для её свободных воспоминаний, так как там развёрнуто отражены только вопросы связанные с её несколькими этапными и дорогими лично для неё произведениями. В конце 1914 года она вышла замуж за военного лётчика Арчибальда Кристи, приняла его фамилию и через пять лет родила от него своего единственного ребёнка — дочь Розалинду. Во время Первой мировой войны Агата работала в аптеке и медсестрой в госпитале, где приобрела медицинские навыки. В частности, она интересовалась ядами, что нашло отражение в её первом детективном романе и дальнейшем творчестве. На мысль написать детектив её натолкнул разговор со старшей сестрой Маргарет, который приобрёл форму шуточного пари. При его написании она испытала влияние со стороны нескольких известных книг в криминальном жанре, но привнесла в него ряд индивидуальных особенностей, обусловленных её чертами характера и наблюдением за окружающими. После того, как Кристи в основном определилась с сюжетом и персонажами, она начала записывать и перепечатывать роман. Столкнувшись с некоторыми трудностями при создании книги, она по совету матери решила поработать над ней в Дартмуре, сельском английском регионе. Там в отеле «Мурланд», где Агата старалась держаться в одиночестве, он и был закончен. Однако на протяжении нескольких лет роман был отвергнут рядом издательств и увидел свет только в октябре 1920 года, когда после небольшой переработки, сделанной по настоянию издателя, был опубликован в лондонском The Bodley Head, ставшем её первым издательством. Детектив разошёлся тиражом около 2000 экземпляров. До этого он выходил частями в британском журнале The Times Weekly Edition с 27 февраля по 25 июня 1920 года. Полученный незначительный гонорар не мог в полной мере удовлетворить дебютантку, но Агата не отчаялась и решила всё-таки продолжать писать, став со временем классиком детективной литературы, а также одним из самых издаваемых и переводимых авторов в истории.
Это первая книга про бельгийского детектива Эркюля Пуаро, капитана Артура Гастингса и инспектора Джеппа — персонажей, которые будут фигурировать или упоминаться в десятках произведений писательницы. Кроме того, отсылки к их первому совместному делу содержатся в нескольких других работах их создателя. Со временем Пуаро стал самым знаменитым персонажем автора и появляется в её 33 романах, 51 рассказе и одной пьесе, при этом его образ не претерпевает каких-либо серьёзных изменений. Кроме того, он является одним из самых известных сыщиков детективной литературы. Роман написан от лица Гастингса и содержит многие элементы классического детектива. Так, в нём присутствует гениальный и в то же время эксцентричный сыщик, которому помогает по мере сил его не сильно проницательный друг и помощник. К характерным особенностям детективной литературы также относят убийство в «закрытой комнате», много скрывающих что-либо подозреваемых в одном здании, «парные» персонажи, разбросанные по тексту «ключи», ложные ходы и намёки, схемы и планы, неожиданные повороты расследования, хитроумное использование яда, эффектный финал-кульминация, в котором гениальный сыщик изобличает преступника. Многие из этих элементов и мотивов впоследствии были усовершенствованы Кристи и стали характерными для её книг криминального жанра. Литературоведы отмечают, что, несмотря на обилие побочных, в том числе любовных, линий, детективный роман получился увлекательным и автор сумела продемонстрировать своё незаурядное мастерство рассказчика и построения интриги, с честью справившись с трудностями в дебютном произведении. Книга нашла отражение в культуре, она несколько раз экранизировалась на телевидении, адаптировалась для радио.
- Публикаций пока нет