• Мы используем файлы cookie.
  • Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
  • К медицинским услугам имеются противопоказания, требуется консультация специалиста.
  • Возрастное ограничение: 18+
  • Продолжив работу с сайтом, Вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом

Аутостимуляция

Ребёнок играет с пузырчатой упаковкой

Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме.

В отличие от стереотипий, которые обычно не являются эмоционально заряженными и могут быть описаны как импульсивная моторная разрядка, аутостимуляция имеет своей целью достижение тонизирующего эффекта, что всегда имеет аффективную окраску. Выхолощенные стереотипии, используемые в качестве аутостимуляции, теряют связь с их первоначальным смыслом и исчерпываются действиями, основанными на высокой ритмичности, однако становятся аффективно заряженными и начинают выполнять тонизирующую функцию.

Примеры аутостимуляторного поведения

Примерами аутостимуляторного поведения могут являться:

  • получение сенсорных ощущений от собственного тела:
  • получение сенсорных ощущений от внешних объектов:
    • облизывание, обнюхивание предметов,
    • действия, связанные с получением тактильных ощущений от прикосновений к бумаге с особой фактурой, к ткани, от перебирания и расслаивания волокон, сжимания целлофановых пакетов, верчения колесиков, крышек

При раннем детском аутизме характер аутостимуляции могут носить первые слова (повторяются цитаты из стихотворений, рекламы). В качестве аутостимуляции могут использоваться аффективно заряженные стереотипии: раскачивание в определённой амплитуде, стереотипная игра, где скорость движения предметов может регулироваться и увеличиваться ребёнком (спуск предметов по наклонной поверхности). Выполнение подобных действий даёт ребёнку чрезвычайно сильные положительные эмоции, которые в силу их неадекватности происходящему не могут вполне быть разделены взрослым. Вариантом аутостимуляции, который даёт ребёнку возможность подвергаться воздействию максимального количества разнообразных стимулов, можно считать гиперактивность.

Аутостимуляция в норме

Проявления аутостимуляции индивидуальны и могут иметь место и в норме, однако чаще всего во взрослом возрасте она подавляется или замещается более социально приемлемыми видами. Наиболее вероятно возникновение и аутостимуляции в стрессогенных ситуациях

Аутостимуляция в норме — один из способов эмоциональной регуляции, самоуспокоения и подавления негативных эмоций ребёнка, находящегося на досимволическом уровне организации эмоционального опыта С помощью особого стимула ребёнок справляется с повышенной тревогой в ситуациях, связанных с лишением какого-либо значимого ощущения. Например, в случае с 8-месячным ребёнком сосание груди матери в её отсутствие может заменяться сосанием мяча, бутылки или собственной руки, которое сопровождается теми же звуками, что и в привычной ситуации кормления. Этап развития до конца первого года жизни включает в себя нормальные для этого возраста многократные повторяющиеся манипуляции с предметами без учёта их функциональных свойств (ребёнок трясёт и стучит игрушками, ещё не включая их в функциональную или символическую игру).

Нормальным является гибкое соотношение ауто- и внешней стимуляции, то есть при уменьшении доли одного компонента возрастает доля другого: в насыщенной, богатой стимулами среде аутостимуляция проявляется наименее ярко.

Аутостимуляция при аномальном развитии

Вариантом, выходящим за рамки нормы, является сверхчувствительность ребёнка и как следствие избегание им общения со сверстниками. Такой робкий ребёнок взамен групповым играм, которые его не тонизируют, а истощают, прибегает к более частой аутостимуляции.

Патологической является фиксация в более старшем возрасте (3—5 лет) на досимволическом уровне обобщения, включающая активное использование аутостимуляции. В данном случае отличие в том, что упорные попытки воспроизвести приятный опыт не зависят от реального присутствия матери, что говорит о неадаптивности такого поведения. Спектр действий, доставляющих удовольствие ребёнку, ограничен и ригиден в отличие от нормы.

Аутостимуляция наряду с агрессией и фантазированием на значимые пугающие темы может являться проявлением сильной эмоциональной неустойчивости ребёнка. Игрушки в таких случаях начинают использоваться ребёнком не для построения сюжетной символической игры, а для выполнения аутостимуляторных действий (например, мышечное напряжение, сопровождаемое выкриками). Как на этапе раннего развития, для которого свойственно простое манипулирование игрушками, дети с РАС могут не использовать функциональные свойства игрушки, а ограничиваться однообразными действиями с их деталями (верчение колёс у машины, выкладывание игрушек в ровную линию).

Работа с аутостимуляцией

Изначально не направленная на коммуникацию аутостимуляторная активность ребёнка может быть использована в психотерапии с целью оживления и расширения игровой активности ребёнка, установления зрительного контакта и включения взрослого в игровой процесс. При этом основным приёмом является подключение к аутостимуляции ребёнка. В данной работе следует выделять наиболее доступные для продуктивного подключения формы, не используя слишком грубые формы аутостимуляции, в которых высок компонент влечения и переживания сильных телесных ощущений (оральные и особые тактильные виды раздражения: сосание языка и щёк, скрип зубами, онанизм, игра с фактурой предметов).

Положительный эффект даёт повторение сочетаний звуков, произносимых ребёнком, и придание им смысла. Взрослый может присоединиться к ребёнку в его наблюдении за движением или в созерцании сложных ритмически организованных зрительных стимулов (орнаменты, сложные конструкции). Совместное прослушивание ритмических стихотворений, песен может привести к их последующему самостоятельному воспроизведению ребёнком, что позволяет растормозить речевую активность, расширить активный словарь ребёнка и использовать его речь в коммуникативных целях.

См. также

Редактировать

Новое сообщение